Главная | Регистрация | Вход | RSS   

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №30"

(МБОУ СШ №30)

Вы вошли как Гость
Группа "Гости"
г.Дзержинск
 Нижегородской области


Поиск
Меню сайта
Контакты
606010, Нижегородская область,
 г.Дзержинск,
 ул.Октябрьская, д.52
тел. 8(8313)26-48-24
факс 8(8313)26-62-09
e-mail:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование функциональной грамотности

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников.Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Сегодня функционально грамотный ученик - индикатор качества образования. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Демонстрируя традиционно высокий уровень академической подготовки по учебным предметам, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях для решения практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты участия в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.

Что такое функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Ее можно определить как «повседневную мудрость» способность решать задачи за пределами школьной парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

 Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. 

Измерение (оценка) функциональной грамотности  проводится по шести направлениям:

Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
Финансовая грамотность Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

 Нормативные документы

Федеральный уровень:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности смотреть
  • УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) смотреть

Региональный уровень:

Муниципальный уровень:

 Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности 


Методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

  • Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
  • Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
  • Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/ 
  • Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  • Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
  • Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
  • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
  • Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html
  • Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
  • Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
  • Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa

    Информирование родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

  • Детям и родителям о функциональной грамотности смотреть

  • Памятка для родителей смотреть


  •  

Ротатор баннеров
Актуальные новости

МБОУ СШ №30 © 2025